Лучшие лотереи:
Качество поисковой машины |
В отношении поисковых машин очень часто можно слышать качественные оценки. "Я пользуюсь Яндексом, потому что он лучше ищет!", "Гугл круче всех" — довольно распространенные высказывания. Что такое качество поисковика? Обычно синонимом качества поиска считается его релевантность.
Что такое релевантность В отношении поисковых машин слово релевантный — чуть ли не главный термин. Релевантная выдача, релевантные результаты, у поисковика X релевантность выше, чем у поисковика У, — такие выражения можно слышать постоянно. А что они означают? Как уже говорилось выше, релевантный— значит относящийся к делу. Релевантность результатов поиска поисковой машины означает, что эти результаты содержат страницы, относящиеся к делу, т.е. к смыслу поискового запроса. Это определение релевантности выглядит очень просто. Казалось бы, из него следует, что если мы введем поисковый запрос и если среди первых результатов поиска окажутся только релевантные сайты, то выдача поисковой машины будет релевантна. Однако это не совсем так. Давайте разберемся с этим вопросом подробнее. Не существует релевантности вообще, в вакууме. Ведь кто-то должен определить, действительно ли сайты соответствуют тому, что предполагалось в запросе. Кто? Очевидно, лучше всего это может сделать сам автор запроса, который ввел его в поисковую машину. И вот здесь возникает несколько проблем. Ведь не очень интересно обсуждать запросы выдуманные, введенные для эксперимента. В Яндексе, Рамблере, Google есть десятки миллионов популярных, реальных запросов, которые ежедневно вводят реальные пользователи. А с ними далеко не все так ясно. Во-первых, большинство запросов — одно- или двухсловные, т.е. очень лаконичные. Ясно, что далеко не всегда они полностью задают смысл искомой страницы. Значит, какие-то условия поиска всегда остаются недосказанными, в уме пользователя. Во-вторых, ни поисковик, ни мы с вами не можем знать, что происходит в уме реального пользователя, вводящего конкретный запрос. Что он на самом деле имел в виду? В-третьих, у популярных запросов очень много "соавторов" — их вводят совершенно разные люди. Всегда ли они имеют в виду одно и то же — неизвестно. Скорее всего, нет. Например, что такое запрос дизайн! Что имел в виду автор — веб-дизайн, дизайн квартир, ландшафтный дизайн или промышленный? А что делать, если разные авторы этого запроса имели в виду разное? Итак, можно сформулировать следующее утверждение: сам по себе поисковый запрос принципиально неполон. Почти для каждого запроса существует не высказанное пользователем явно, но важное для него условие релевантности запроса.
|