Шрифт на сайте

Шрифт

Так же как установка кегля шрифта имеет два аспекта — эстетический (чтоб прилично смотрелось) и приземленно-практический (чтобы можно было читать без рези в гла­зах), — так и выбор гарнитуры и начертания, кроме подробно обсуждавшихся в предыдущей главе художествен­ных требований (стр. 133), должен удовлетворять одному гораздо более важному практическому условию: шрифт дол­жен содержать изображения (глифы) для всех символов, использующихся в тексте. Эта проблема, в свою очередь, распадается на две части: нужно, во-первых, чтобы все тре­буемые глифы действительно были в шрифте, а во-вторых — чтобы кодировки текста и шрифта (по крайней мере, в части используемых символов) совпадали. О текстовых кодиров­ках в HTML и связанных с этим вопросах мы уже говорили в гл. I (стр. 14).

Однако в практике веб-дизайна на первый план выступает еще более приземленная задача: найдя шрифт, идеальный с эстетической точки зрения и подходящий по кодировке, нужно сделать так, чтобы его в документе увидел не только дизайнер, но и пользователь, — а для этого нужно как минимум переслать файл шрифта на пользовательский компьютер. Если же переслать шрифт невозможно, нужно сообщить броузеру, какой шрифт имеется в виду, в надежде, что шрифт этот (или, по крайней мере, похожий на него) у пользователя уже есть.

Именно эта идея лежит в основе стандартных средств вы­бора шрифта в HTML и CSS. Значением атрибута face тега FONT может быть одно или несколько наименований шрифтов, разделенных запятыми. Броузер, сканируя эту строку, пытается найти хотя бы один из заказанных шриф­тов и включает его для вывода текста документа. Если ни один из них не найден (или если никаких указаний относи­тельно шрифтов в документе не содержится), используется стандартный системный шрифт (на большинстве операци­онных систем это Times Roman).

CSS уровня 1 пользуется той же схемой: свойству font-family также можно присвоить в качестве значения строку, состоящую из имен шрифтов, — за тем исключением, что кроме названий конкретных гарнитур можно как один из вариантов (обычно на последнем месте в списке) указать родовой признак нужного шрифта — serif, sans-serif, monospace и т. п. Не найдя конкретных заказанных шрифтов, броузер будет по крайней мере знать, какой из имеющихся в системе шрифтов следует использовать в данном случае — например, Times (т.е. serif), Arial (sans-serif) или же Courier (monospace).

В CSS уровня 2 этому механизму при неизменном синтаксисе придано расширительное толкование: броузер обязан не просто найти первый же доступный из перечисленных шрифтов и переключиться в него, но и сле­дить за соответствием набора символов текста репертуару глифов шрифта. Как только в тексте встретится отсутствующий в текущем шрифте сим­вол, броузер обязан снова обратиться к списку рекомендованных шрифтов и посмотреть, нет ли там шрифта в нужной кодировке, подходящего для отображения этого символа. Таким образом, свойство font-family может содержать не только перечисление сходных по внешнему виду шрифтов в порядке убывания их пригодности и повышения вероятности их обнару­жения, но и имена шрифтов с разными наборами символов, между кото­рыми броузер будет переключаться в зависимости от того, какие символы встречаются в тексте.

 

���� ������������



���� ������������


���� ������������
������.�������