Символы и метафоры

Символы и метафоры

Будучи одной из самых гра­фически насыщенных областей страницы, панель навига­ции часто воплощает в себе основную тему, идею, метафору дизайна сайта. Собственно говоря, даже простейший и рас-пространеннейший мотив «панели» с «кнопками» является не чем иным, как метафорой, — ведь на самом деле ника­ких кнопок на экране компьютера быть не может, а могут быть лишь чувствительные к щелчку мышью прямоугольные области. Встречаются и другие метафоры элементов навига­ции — «закладки» (наподобие тех, которыми переключаются части многослойных диалоговых окон), дорожные знаки, стилизованные ветви или листья, элементы диаграмм (на­пример, цепочка нанизанных на общую прямую кружков или прямоугольников), страницы книги или книжные ко­решки на полке, ступеньки лестницы... Особого внимания заслуживает оформление кнопок с ис­пользованием небольших стилизованных рисунков, симво­лизирующих содержимое соответствующих разделов. Прием этот весьма популярен (хотя сейчас уже не так, как год-два назад); многим сайтам он позволяет без особенных затрат на создание единого стиля  и без тщательной отработки всех элементов дизайна приобрести характерный, узнавае­мый облик (известный пример — сайт www.yahoo.com , до  сих  пор  обходящийся   почти   академическим  стилем оформления, украшенным лишь навигационной панелью с забавными рисунками на кнопках).

Разумеется, чтобы вытянуть на себе всю композицию, рисо­ванная панель должна обладать художественными достоин­ствами и стилистическим единством выше среднего уровня. Умение хорошо рисовать встречается значительно реже, чем минимальные оформительские способности, поэтому дизайнеру стоит попросить помощи у профессионального художника, — и только после того, как тот создаст набор запоминающихся и интуитивно понятных рисунков, можно, отталкиваясь от них, искать стиль оформления страницы. (Существуют сайты с огромным количеством раздаваемой бесплатно «веб-графики», в том числе рисованных кно­пок и иконок на все случаи жизни, однако качество этих ресурсов оставляет желать лучшего.)

Иногда вместо рисунков на кнопках можно увидеть ма­ленькие, вырезанные из фона фотографии разных объектов. Особенности восприятия фотографических, реалистичных, не-абстрактных символов позволяют им быть гораздо менее прямолинейными и иллюстративными — наоборот, особый шарм таким композициям придает тематическая бессвяз­ность, кажущийся почти случайным подбор объектов (ска­жем, чашка кофе как символ раздела «Портфолио» или трехколесный велосипед возле «Последних новостей»). Как и другие приемы оформления, подчеркивающие свободу и «отвязность» самовыражения, неизвестно что иллюстриру­ющие фотографические навигационные панели больше под­ходят для сайтов личных и развлекательных, чем для дело­вых. С другой стороны, символические фотографии-визуалы на первой странице (стр. 288) характерны именно для про­фессионально выполненных корпоративных сайтов.

 









.