Фреймы и окна

Фреймы и окна

Нелинейность информационного про­странства сайта иногда находит свое видимое выражение в использовании фреймов — перегородок внутри ок­на броузера, позволяющих в образующихся «форточках» показывать несколько HTML-файлов одновременно. По су­ти, мы имеем здесь дело с разновидностью древовидной структуры, в которой корневой документ (англ. frameset document) сам по себе не виден — он лишь разделяет окно на фреймы, задает их размеры (в пикселах или в процентах от размеров окна) и указывает URL-адреса документов для первоначальной загрузки в каждый из фреймов. Зачем может понадобиться выводить на экран несколько документов одновременно? Простейший и самый распро­страненный случай — два фрейма, один из которых со­держит неизменную и неподвижную панель навигационных ссылок, а второй предназначен для документов с основным содержимым сайта; щелчок по ссылке в навигационном фрейме приводит к загрузке нового документа в основной фрейм. Навигационных фреймов может быть два и более, с панелями, относящимися к разным уровням навигацион­ной иерархии. Иногда, когда фреймы уже использованы для навигации (которая, собственно говоря, только и способна оправдать введение фреймов), автор может добавить еще один фрейм для закрепления в фиксированном месте экра­на рекламного баннера, логотипа или адреса собственной фирмы.

Сайты с фреймами имеют три основных преимущества. Во-первых, фреймы дают некоторую экономию в объеме пересылаемых пользователю файлов, так как при переходе по ссылке заменяется содержимое только одного фрейма (впрочем, почти того же эффекта можно добиться и без всяких фреймов, просто подключая на всех страницах од­ни и те же графические файлы). Во-вторых, при этом появляется возможность проматывать материал только од­ного фрейма, имея перед глазами неподвижное содержимое остальных фреймов. И в-третьих, в сложных по визуальной структуре композициях фреймы дают дизайнеру возмож­ность с гарантией контролировать величину полей и жестко привязывать материал не только к левому и верхнему краю окна, но и к правому и нижнему (стр. 194). На этом достоинства фреймов заканчиваются — и начинаются их недостатки.

Введение фреймов резко ограничивает переносимость HTML-документа и делает его недоступным для мно­гих поисковых роботов (стр. 38). Страницы с фреймами выглядят громоздко, их интерфейс не всегда интуитив­но понятен — многих подсознательно раздражает то, что щелчок мышью в одной точке экрана вызывает изменения совсем в другом месте. Фреймы приводят к неоднознач­ности в адресации, так как при переходах по ссылкам и загрузке новых документов в отдельные фреймы адрес текущего корневого документа, отображаемый в строке URL браузера, не меняется; из-за этого, встречаясь с фреймами, многие подсистемы броузера (к примеру, меню со списком посещенных адресов) вынуждены действовать не слишком логично. Наконец, из некоторых сайтов с фреймами бывает не так-то просто выбраться на свежий воздух — после пере­хода по ссылке, ведущей за пределы сайта, страница чужого сайта загружается иногда не на чистый лист пустого экрана, а в тот же фрейм, в котором стояла ссылка.

Еще один, более простой (и исторически появившийся первым) способ вывода на экран компьютера нескольких документов одновременно — создание новых окон броузера. Атрибут target тега А позволяет открывать для документа, к которому ведет эта ссылка, новое окно или же загружать этот документ в любое из уже открытых окон. По умолча­нию вновь созданные окна имеют все атрибуты броузера (строку адреса, кнопки, меню) и ни по внешнему виду, ни по поведению не отличаются от окна-«родителя». С по­мощью JavaScript можно управлять размерами нового окна и даже создавать «голые» окна без каких-либо элементов интерфейса броузера (пример 4). Иногда окна фиксирован­ного размера открываются не для самостоятельных страниц, а для небольших «довесков» информации, которые автор хочет сунуть посетителю прямо под нос, — таких как ре­кламный баннер, подробный адрес фирмы или увеличенная копия изображения, чей «ноготок» (стр. 258) виден на странице.

Есть подводный камень, который надо обязательно учитывать при раз­множении броузерных окон: если исходное окно было распахнуто на весь экран (обычная ситуация для многих пользователей с низким разрешением дисплея), то новое окно также создается максимизированным, полностью заслоняя предыдущее. Пользователь может запросто не заметить подмены и будет долго пытаться понять, почему он не может вернуться по послед­ней ссылке кнопкой Back — список пройденных в данном сеансе адресов новосозданные окна не наследуют.

 









.