Динамика неявная

Динамика неявная

Разумеется, далеко не всегда в вашу компо­зицию можно будет с выгодой вписать фотографию или рисунок, олицетворяющие движение. Намного чаще, чем явная, встречается динамика неявная, подразумеваемая — не столь ярко выраженная, но гораздо более важная для построения эффективно воспринимаемых композиций.

Так же как «натурально динамичная» графика вводит под­разумеваемую линию своего движения, любая видимая линия композиции вводит подразумеваемую динамику. Си­ла, с которой линия увлекает взгляд, зависит от общей ее активности в композиции, а еще больше — от того, как оформлены ее концы. Если они не упираются в другие элементы, а подвешены в воздухе, так что движущийся вдоль линии взгляд может не бояться «расшибить себе лоб» о преграду, движение ускоряется.

Если у линии свободен только один конец, а второй при­вязан к какому-то статичному, устойчивому объекту (будь то текстовая надпись, прямоугольник или что-то другое), возникшая асимметрия концов еще сильнее разгоняет вос­приятие. Отталкиваясь от «глухого» конца, взгляд наш разбегается и, как электрический заряд с острия, стека­ет с линии в бесконечность. Сделать этот полет еще более неудержимым можно, поставив у свобод­ного конца линии небольшой, не мешающий «съезжанию» динамичный объект — треугольник, наконечник стрелы/

Именно присущая прямой линии динамичность — одна из причин популярности соединительных линий, о которых мы говорили на стр. 93. Как правило, линии эти стартуют у не­больших статических текстовых надписей, а приземляются внутри сравнительно больших графических элементов, со­здавая   тем   самым   нужную  для  динамики   асимметрию и «подвешенность в воздухе»  одного из  концов.  Чтобы усилить эффект, соединяющие линии иногда используют засечки, кружки или прямоугольники на стартовом конце и наконечники или треугольники на финише. Почти все сказанное здесь о линиях справедливо и для любого ряда повторяющихся объектов. Всякое повторение вводит явную или  неявную линию расположения своих элементов; но в отличие от обычной линии, ряд может до­бавить к мотиву движения мотив развития, изменения своих элементов. Эта тема развития может служить дополнитель­ным двигателем внимания: не всякий станет прослеживать взглядом ряд совершенно одинаковых элементов, но если в ряду заметно  постепенное  изменение,  мгновенно  по­является желание заглянуть в конец — «чем же все это кончится?»

В отсутствие какой-либо асимметрии или развития дви­жение выражено очень слабо. Тем не менее и в этом случае одни направления движения более естественны, чем другие: натренированные чтением, глаза наши скользят по горизонталям слева направо, а по вертикалям — сверху вниз. Если нет выражение динамических элементов, любая мелочь, которая помогает этому движению, усиливает под­сознательное удовлетворение от композиции, а все, что ему мешает, безотчетно раздражает.

Вот почему асимметричное оформление страниц с более широким левым  полем,  столь частое  на веб-сайтах (на этих широких полях обычно располагаются инструменты навигации, стр. 205), более естественно и эргономично, чем если бы утяжеленной была правая сторона. Левое поле (так же как «глухой» конец линии) служит при этом местом разгона, естественным началом движения по строкам основ­ного текста — правый конец которых подвешен в воздухе и потому дополнительно стягивает взгляд. Другой пример: стандартное размещение заголовка над текстом помогает естественному «падению» взгляда от визуально насыщенно­го верха к информационно насыщенному низу.

 

���� ������������



���� ������������


���� ������������
������.�������