Текстуры

Текстуры

Термином «текстуры» в этой книге обозначаются, по сути, все те свойства элементов, фигур и поверхностей, которые нельзя свести к их форме, цвету или размеру. По-иному это можно было бы выразить так: текстура начинается там, где формы, цвета и расстояния, дробясь и множась, сливаются в неразличимое целое.

Стоит собрать вместе несколько десятков пикселов, как образованное ими целое приобретает новое измерение, от­личное от цвета и формы, — фигура может стать шершавой или гладкой, выпуклой или вогнутой, даже теплой или хо­лодной. Восприятие текстуры, как и цвета, сильно зависит от занимаемой ею площади и контекста всей композиции, но при всем при том текстура — едва ли не более силь­ное средство воздействия на сознание зрителя, чем форма и даже цвет. Как обоняние и осязание, будучи более «при­митивными» органами чувств, чем зрение и слух (через них в мозг поступает гораздо меньший поток информации), под­час сильнее задевают струны нашей души, так и текстура — то, какое все на ощупь, — может с легкостью поддержать или разрушить отношения, установленные между объектами другими средствами, а в некоторых случаях даже стать осью всей композиции.

Слово «текстура» чаще всего употребляется в сочетании «текстура поверхности». Однако ничто не мешает толко­вать понятие текстуры расширительно, рассматривая также текстуру контура: если обычная текстура определяет свой­ства двумерной поверхности, обращенной к зрителю, то текстура контура позволяет применить те же категории к той одномерной «поверхности», которой фигура обраще­на к другим элементам композиции. Тем самым понятие текстуры смыкается с понятием формы.

В компьютерной графике словом «текстура», как правило, обозначают всевозможные имитации реальных поверхно­стей — мрамора, дерева, кирпича и т. п., — чаще всего употребляемые для заполнения фона. Однако эти мате­риальные текстуры представляют собой лишь один из классов текстур, достаточно ограниченный по своей приме­нимости.

Поскольку разрешение компьютерного экрана значитель­но ниже разрешения любого устройства печати, экранные текстуры не могут иметь столь же тонкую структуру, как те, которые можно воспроизвести на бумаге. Однако са­мосветящаяся природа компьютерного экрана, его более широкий цветовой охват и специфическая пиксельная по­верхность позволяют реализовать некоторые интересные эффекты. С технической точки зрения этот аспект поверх­ности напрямую связан с «глубиной цвета» (стр. 60) — чем сложнее текстура, тем больше нужно цветов для ее адекватной передачи.

 

���� ������������



���� ������������


���� ������������
������.�������