При выборе пропорций

При выборе пропорций (отношения высоты к ширине) пря­моугольников следует избегать невыразительных отноше­ний, делающих прямоугольник слишком близким к квадра­ту. Геометрически правильный квадрат может применяться с успехом (хотя, как и круг, он не слишком популярен

Без рисунков.

В (а) и (6) прямо­угольники выражены контуром и заливкой соответственно — эти два варианта встречают­ся чаще всего. В (в), однако, совмещение контура и заливки привело к визуальной тавтоло­гии, раздражающему ощущению «чего-то лишнего». В (г) этот недостаток устранен утолще­нием контура

в современном дизайне из-за своей ярко выраженной сим­метрии), но небольшие отклонения от квадратности, скорее всего, будут восприниматься как неточность или искажение, а не как художественный прием. Точно так же как при размещении материала на двумерной плоскости выгодно отдавать явное предпочтение одному из направлений перед другим (стр. 86), отдельно стоящий прямоугольник смо­трится лучше, если его ширина подчеркнуто больше или подчеркнуто меньше высоты.

Особое внимание следует уделить отношениям прямоуголь­ника с его содержимым (чаще всего текстом). Обычная ошибка начинающих дизайнеров (которые еще не привы­кли подвергать сомнению все «параметры по умолчанию») заключается в слишком тесном прилегании границ прямо­угольника к тексту, отсутствии полей (см. также стр. 90). Ошибка станет очевидна, если мы вспомним, что и сам прямоугольник, и его содержимое являются отдельными и почти равноправными элементами, которые в большин­стве случаев требуют вокруг — и внутри — себя определен­ной ширины «нейтральную зону». (Прижимание объектов вплотную друг к другу также имеет право на существование как прием композиции, однако в случае прямоугольника и его содержимого этот прием работает редко.) Кроме того, при выборе расположения объекта внутри прямоугольника нужно учитывать, что так называемый «оптический центр» (его логичнее было бы назвать психологическим центром — это точка, которая кажется нам центром прямоугольника) всегда лежит несколько выше его геоме­трического центра, и если вы поместите объект точно в геометрический центр, он будет казаться слегка смещенным вниз. Относительное расстоя­ние между оптическим и геометрическим центрами тем больше, чем силь­нее прямоугольник вытянут в вертикальном направлении и чем больше он по своему абсолютному размеру.

Для тех случаев, когда прямоугольник полноправно участ­вует в композиции, нужно особо рассмотреть вопрос о его контуре («рамке»). В большинстве случаев прямоугольник отличается от своего окружения цветом заливки; при этом цветовой переход на его границах обладает достаточной си­лой выделения и не требует дополнительного подчеркивания какими-либо линиями. Если снабдить такой прямоугольник тонким контуром, это будет восприниматься едва ли не как тавтология: зритель подсознательно чувствует, что что-то — либо контраст цветов, либо линия контура — здесь лишнее. (По этой же причине никогда нельзя оставлять тонкий контур у букв текста.)

 

���� ������������



���� ������������


���� ������������
������.�������