Двумерное размещение

В (а) расстояния между элементами по горизон­тали и вертикали хотя и не равны, но явно опираются на пропорции самих элементов — такое размещение смотрит­ся привычно и даже несколько скучновато. Более динамично­го размещения можно достичь, сблизив элементы по одной оси и раздвинув по другой — осо­бенно если, как в (б), больший интервал перпендикулярен боль­шему размеру самих элементов

Если элементов столько, что все они не умещаются в один горизонтальный или вертикальный ряд, неизбежен выход в новое измерение — построение двумерной «таблицы» элементов. Здесь можно порекомендовать выделить одно из направлений (горизонтальное или вертикальное), сблизив элементы по этому направлению заметно сильнее, чем по перпендикулярному. Это позволяет достичь группирования на двух уровнях и, как результат, более оживленных и раз­нообразных пространственных отношений в композиции (особенно если такое группирование оправдано содержи­мым элементов). При этом следует учитывать и пропорции самих элементов, как показано на рис. 8. Преимущества од­ного из направлений перед другим можно достичь и другими способами — например, только вертикальной или только горизонтальной разлиновкой, чередованием фонового цвета в строках или столбцах таблицы (стр. 226). Из других типов размещения одноуровневых элементов следует особо вы­делить намеренно случайное, хаотическое расположение — весьма силь­нодействующий композиционный прием, почти всегда выступающий на первый план (а потому применимый только к элементам, которые са­ми по себе достаточно активны в композиции) и обязательно требую­щий поддержки со стороны других элементов. Хотя прием этот популярен в современном дизайне, пользоваться им нужно с большой осторожно­стью; у профессиональных дизайнеров «псевдослучайное» расположение, как правило, прочно зафиксировано множеством малозаметных нюансных координации (стр. 173). Любители же, чувствуя носящуюся в воздухе моду на разбросанность, обычно вытесняют этот прием на задворки компози­ции, применяя хаотическое расположение для элементов заднего плана — так возникают бессчетные фоны со «звездным небом» или «мятой бума­гой», беспорядочность которых только раздражает (еще и потому, что она нередко сочетается с назойливой повторяемостью изразца фонового изо­бражения, стр. 259).

Другие варианты двумерного размещения — более слож­ные, чем простое линейное, но при этом остающиеся закономерными, нехаотическими — включают в себя шах­матный порядок, размещение по окружности и т. д. Эти геометрические мотивы не слишком часто используются в современном дизайне; в большинстве случаев они (как и табличное размещение с равными расстояниями между столбцами и строками) смотрятся старомодно, привносят слишком много нарочитой упорядоченности, симметрии, порождают новые линии и направления выравнивания — не горизонтальные и не вертикальные и потому требующие поддержки со стороны остальных элементов. Одним сло­вом, такие варианты размещения весьма требовательны — вам придется потратить немало усилий, чтобы гармонично вписать их в композицию, и далеко не всегда эти усилия вознаграждаются по заслугам.

 

���� ������������



���� ������������


���� ������������
������.�������