Текстура и размер

Текстура и размер

Текстура поверхности (в том ее, достаточно общем, определении, которое дается на стр. 116) также не может не влиять на воспринимаемый размер объекта. Поскольку ярко выраженная текстура обыч­но применяется лишь к нескольким центральным элементам композиции, служа для их акцентирования, очевидно, что такая текстура, как и контрастный цвет, должна вызывать увеличение субъективного размера. Кроме того, любая тек­стура усложняет облик предмета, делает его неоднородным, что также подталкивает наше подсознание к «растягиванию»

В (а) левый прямо­угольник кажется уже, чем правый, хотя в (б), наоборот, левый квадрат выглядит шире правого. На самом деле ширина всех четырех фигур одинакова воспринимаемого образа объекта, чтобы «дать место» всем его прожилкам, морщинам и пупырышкам.

Простые, геометрические текстуры (стр. 118) обычно в бо­лее сильной степени обладают эффектом «раздувания» форм, что объясняется их большей регулярностью, предска­зуемостью и оттого более высокой визуальной плотностью. Максимума этот эффект достигает у геометрических узо­ров с элементом некоторой средней величины, тогда как у слишком мелких или слишком крупных узоров он не­велик.

Если элементы узора или текстуры вытянуты в каком-то одном направлении, сама фигура также будет выглядеть удлиненной в этом направлении и сплющенной в перпен­дикулярном (рис. 5, а). На этом основан известный совет полным людям носить одежду с продольными, а ни в коем случае не поперечными полосами. Интересно, однако, что именно в случае узора из простых полосок следование этому совету может дать совершенно обратный эффект: так как при движении глаза поперек полос узор выглядит значи­тельно пестрее и потому визуально «тяжелее», чем вдоль, полосатый квадрат всегда кажется шире в направлении, пер­пендикулярном полосам (рис. 5, б).

 

���� ������������



���� ������������


���� ������������
������.�������