Информ-ка и IT Technology
Создание сайтов, профессиональное продвижение сайта, it раскрутка сайта, создание фирменного стиля от PR-агентства «АпРейтинг»

  • Письменность

    Письменность

    Вступление человечества в эпоху письменности можно связать с первыми наскальными рисунками, выполненными почти 30 тысячелетий назад. Фактически это означает, что был найден самый первый, более надежный по сравнению с человеческим мозгом, способ долговременного хранения и передачи информации. Именно тогда появились и первые инструменты для ее «записи» на носитель. К этому же времени, скорее всего, можно отнести и начало использования пальцев рук и камешков для выполнения простейших вычислений. Итак, появились первые приспособления для хранения и обработки информации, поскольку и наскальные рисунки, и камешки для счета в принципе представляют собой информационные образы неких реальных объектов. С этого времени начинается отсчет ручного этапа в развитии средств обработки информации. Заметим, что между появлением первых орудий материального труда и первых приспособлений для долговременной фиксации информации и ее обработки прошло около миллиона лет.



  • Передача знаний

    Знания передавались от поколения к поколению в виде устных рассказов, и таким образом шел процесс их накопления. Но этот способ был весьма несовершенным, так как человек мог погибнуть на охоте, на войне или просто забыть даже очень важные сведения.

    Таким образом, можно сделать следующий вывод: носителем полезной для человека информации на рассматриваемом этапе общественного развития являлся мозг человека, он же использовался и для ее обработки, а обмен информацией осуществлялся с помощью речи, мимики, жестов, телодвижений. Тем не менее, появление человеческой речи представляло собой переход на более совершенный уровень работы с информацией и позволило, наряду с использованием орудий труда, человеку стать человеком.



  • Речь как способ передачи информации

    Речь

    На ранних этапах развития человеческого общества информация играла в жизни отдельного человека и групп первобытных людей ту же самую роль, что и во всей живой природе. Однако по мере усложнения взаимодействия между людьми, по мере повышения сложности решаемых задач человеку приходилось формировать все более и более сложные сигналы для передачи и обработки все более и более сложной информации. По-видимому, возникновение речи по времени следует соотнести с появлением первых орудий производства, таких, например, как каменный топор и другие простейшие орудия труда. Так, около миллиона лет тому назад начала формироваться речь человека — самый совершенный в живой природе способ обмена информацией.

    ВНИМАНИЕ

    Под обменом информацией понимается ее прием или передача в тех случаях, когда безразлично, о чем именно идет речь.

    Речь первобытного человека представляла собой не только форму сообщений, с помощью которых люди обменивались между собой информацией. Она стала способом сохранения и передачи полученных людьми знаний.

    ВНИМАНИЕ

    Знания представляют собой осознанные и запомненные людьми свойства предметов, явлений и связей между ними, а также способы выполнения тех или иных действий для достижения нужных результатов.



  • Материальная среда как носитель информаци

    ВНИМАНИЕ

    Носителем информации считается любая материальная среда, служащая для ее хранения или передачи.

    Львиную долю информации из внешней среды человек получает с помощью электромагнитных колебаний, органом приема которых являются глаза. Кроме того, принимаются акустические колебания воздушной среды (орган приема — уши), температура окружающей среды (терморецепторы кожи), молекулы вещества, создающие у человека ощущения запаха и вкуса (нос и язык), и т. д. Получив информацию, человек определенным образом обрабатывает и, возможно, запоминает или как-либо сохраняет ее. Для этого человек использовал и использует самые различные носители и способы хранения информации. В частности, можно упомянуть: мозг человека (память), традиционные бумажные носители — от записной книжки до личного дела в отделе кадров и научных публикаций в журналах, кинопленку и фотографию, магнитофонные записи, видеозаписи и многие, многие другие носители и способы. В зависимости от полученной информации и предыдущего опыта (от сохраненной ранее информации) человек предпринимает или не предпринимает те или иные действия.

    Человек на протяжении всей своей жизни постоянно, ежечасно, ежеминутно сталкивается с необходимостью принимать, передавать, обрабатывать и хранить информацию.



  • Информация и живая природа

    Информация и живая природа

    Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков живого мира. В той или иной степени это свойство присуще животным, растениям и даже бактериям. В самом деле, и растения, и животные так или иначе реагируют на температуру окружающей среды и отдельных предметов. С помощью запаха животные находят пищу, а растения привлекают к себе, скажем, пчел для опыления. Получив из внешней среды какую-либо информацию, живой организм определенным образом обрабатывает ее и на основе результатов обработки соответственно реагирует на полученные сведения. Например, учуяв запах пищи, животное начинает ее поиск, а если это запах более сильного соперника, то оно пытается уклониться от встречи. Информация не только поступает в организм извне, но и передается живым организмом во внешнюю среду. Так, с помощью звука или характерных поз животные дают понять о своих намерениях. Обмениваясь различного рода сигналами, пчелы передают друг другу информацию об опасности или о найденном месте для сбора нектара. Наиболее важные сведения живые организмы запоминают. И эта «хранящаяся» в организме информация активно используется в процессе обработки вновь поступающей информации. Например, найдя дорогу к водопою, животные ее запоминают и затем неоднократно по ней проходят. Итак, с помощью приема, передачи, хранения и обработки различного рода информационных потоков из внешней среды любой отдельно взятый организм обеспечивает свою жизнедеятельность. В связи с этим необходимо отметить, что информация для живого организма не менее важна, чем пища, с помощью которой в организм поступает необходимая для его жизнедеятельности энергия.

    Прием, передача, обработка и хранение информации являются одной из самых важных сторон жизнедеятельности биологических организмов. Человек так же, как и любой другой живой организм, получает информацию из окружающей среды с помощью своих органов чувств, причем физическая природа носителей информации различна.



  • Информация и общественное развитие

    Глава 1.  Информация и общественное развитие

    Внимательный анализ особенностей основных этапов развития человеческого общества показывает существенную зависимость основных характеристик этих этапов от средств и способов, с помощью которых человек хранит, обрабатывает и передает информацию. Важнейшее значение при этом имеет скорость обработки и, в особенности, скорость передачи информации. Поэтому изучение курса информатики целесообразно начать с краткого обсуждения этой принципиальной взаимосвязи.



  • Об учебном пособии

    В пособии рассматривается круг вопросов, связанных с информатикой, — второй составной частью дисциплины. В этой части содержание пособия соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для гуманитарных специальностей высшего профессионального образования и примерной программе дисциплины «Математика и информатика», утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

    Учебное пособие написано на основании опыта преподавания информатики в Самарском государственном университете. Лабораторные работы к 11 и 12 главам, а также 13 глава подготовлены на основе методических материалов и указаний, разработанных преподавателями кафедры «Информатика и вычислительная математика» СамГУ С. К. Гребенниковым, Е. В. Рогачевой, И. А. Шведовой, Л. К. Ширяевой.

    В тексте пособия приняты следующие условные обозначения.

    Новые понятия, термины в предложениях, в которых они встречаются впервые, выделены полужирным шрифтом.

    ВНИМАНИЕ

    Таким образом отмечены предложения, в которых дается определение или объяснение каких-либо понятий, терминов.

    Курсивом выделяются наиболее важные утверждения, замечания или фрагменты текста.

    ПРИМЕЧАНИЕ

    Этот способ выделения применяется для текста, который содержит подробности для желающих более детально изучить тот или иной вопрос, но не являющийся обязательным для изучения.

    СОВЕТ

    Кроме того, в книге выделены некоторые советы пользователям.



  • Содержательное представление как о математике, так и об информатике

    Любой образованный человек, тем более специалист высшей квалификации, вне зависимости от его конкретной естественнонаучной или гуманитарной специальности, должен иметь достаточно содержательное представление как о математике, так и об информатике, о предметах этих наук, их методах, средствах, возможностях. В этом состоит общекультурный, мировоззренческий смысл включения предмета с названием «Математика и информатика» в учебные планы всех гуманитарных специальностей высшей школы.

    Прагматический аспект изучения данной дисциплины состоит в том, что для эффективного применения математических методов и современных информационных технологий в своей деятельности специалист должен уметь отбирать из предлагаемых математикой и информатикой возможностей наиболее подходящие инструменты решения возникающих перед ним конкретных задач. При возникновении необходимости в решении какой-либо нестандартной задачи по обработке информации каждый специалист должен суметь сформулировать и поставить задачу перед профессиональным математиком или программистом и найти с ними общий язык в процессе ее решения. Кроме того, любой современный человек обязан иметь элементарные навыки работы с компьютером. К ним относятся: умение включить компьютер, произвести запуск нужной программы, скопировать программу, документ, отформатировать дискету и т. д., работая в среде Windows или с оболочкой Norton Commander. Далее любой специалист высшей квалификации должен уметь осуществить набор, редактирование и печать текста документа в одном из текстовых редакторов типа MS Word 97. Он должен освоить работу с пакетами программ, практически используемыми в той или иной конкретной области деятельности, например, с различного рода библиографическими или издательскими системами, базами данных правового характера, программами-переводчиками. Кроме того, специалист должен уметь уверенно пользоваться основными информационными услугами, предоставляемыми такими сетями, как Интернет.



  • Математика — очень древняя наука

    Математика — очень древняя наука, ее возраст исчисляется тысячелетиями, в то время как информатике, которая изучает способы и средства работы с информацией, всего несколько десятков лет. Тем не менее бурное развитие информатики во второй половине XX века, особенно появление персональных компьютеров и глобальной сети Интернет, за очень короткий период существенно изменило как человеческое общество в целом, так и жизнь каждого отдельно взятого человека. Человек получил в свои руки мощнейший инструмент не только для выполнения достаточно скучных, по мнению многих людей, математических вычислений. Компьютер в десятки, сотни раз упрощает подготовку текстов, издание книг и журналов, разработку чертежей различных изделий. Это хороший, много знающий советник врача, юриста, филолога, историка и даже домашней хозяйки. Это умелый помощник композитора, художника, архитектора. Это домашний центр развлечений не только для детей, но и для взрослых. И наконец, это средство текстовой, звуковой и видеосвязи между отдельными людьми и организациями, это способ обмена новостями между группами связанных общими интересами людей, которые разделены тысячами километров, границами, морями и континентами, это практически мгновенный доступ к общемировым источникам информации как для специалистов, так и для любого заинтересованного человека. Однако современные информационные технологии — это не безусловное благо. Опасность для человеческой психики и общества в целом, таящаяся в почти неограниченном доступе к информации (предоставленном людям в связи с появлением как самой сети Интернет, так и простых в использовании средств обращения к невообразимым ресурсам сети), тяжелейшие последствия, к которым этот феномен может привести, еще совершенно не изучены. Впрочем, эта ситуация характерна почти для любого революционного технологического открытия — изобретения пороха, овладения термоядерной энергией и т. д. Они приносят в жизнь человечества не только несомненную пользу, но и грозные последствия, которые могут поставить вопрос о самом существовании человеческого общества.



  • Предисловие - Информатика - Математика

    Предисловие

    Материя, энергия и информация представляют собой базовые сущности природы, это «три кита», на которых стоит мироздание. И если роль материи и энергии в существовании человеческого общества и Вселенной в целом была осознана достаточно давно, то роль информации в живой и неживой природе только-только начинают понимать.

    Математика — это общий инструмент, с помощью которого человек изучает, осваивает и ставит себе на службу материю, энергию и информацию. Развитие математики позволило человеку строить здания и корабли, осуществлять морские путешествия. Инженерные расчеты, которые невозможно выполнить без математики, использовались для создания станков, автомобилей, самолетов. Без математических методов физики, химики не смогли бы поставить на службу человеку различные источники энергии. Историки, археологи, лингвисты не смогли бы расшифровать древние языки и осмыслить ход человеческой истории. Радио, телевидение, все современные средства связи — все это, в конце концов, плод применения математических методов.




���� ������������



���� ������������


���� ������������
������.�������