[СУМКИ - КЛАТЧИ - РЕМНИ]

[СУМКИ - КЛАТЧИ - РЕМНИ] В СПб

РАСПРОДАЖА! [БРЭНДОВ.НЕТ]: Магазин брэндовых аксессуаров!

[БРЭНДОВ.НЕТ]

группа зарубежные лотереи вконтакте.COM/Brendofnet

Материал взят с сайта ART-WEB студии Артемия Лебедева, с некоторым изменением заголовков его публикаций (для индексации ПС). Текст самих публикаций не менялся!

Данная публикация мыслей Артема (точнее публикация статей из постоянно дописываемой книги Артема called RU/"Ководство") на сайте www.uPRating.ru не преследует никаких коммерческих целей; цель лишь одна - большее распространение по Рунету статей его реально полезной книги, если можно так назвать!

Ру"Ководствуйтесь"на здоровье!

На главную Ководство Артемия Культурные контексты или международные стандарты
Культурные контексты или международные стандарты

Культурные контексты или международные стандарты
[ дата релиза статьи - 27 октября 2001]

Отсутствие единых стандартов всегда будет преследовать человечество. Только придумают один стандарт, а тут как тут еще более правильный изобретен, но им уже всех не соблазнишь (как было с измерением времени — вроде все договорились про астрономическое, как выяснилось, что атомное точнее). В русской радуге семь цветов, а в английской — шесть. В европейской культуре белый — символ чистоты, а в арабской — смерти.

Даже если собрать все человечество и назначить час икс для перехода на один язык, общие стандарты и ценности, как уже через день обнаружится, что ничего из затеи не выходит. Не получится у тех, кто живет в сорокаградусную жару, произносить в качестве комплимента женщине слова «ты такая горячая!».

Все человечество поделено на культуры, языки, традиции и виды из окна. Назовем это культурными контекстами. Культурный контекст может существовать на уровне семьи, здания, села, области, края, республики, страны, континента, полушария и пр. Культурный контекст позволяет узнавать «своих» во всех смыслах этого слова.

Дизайнеру (в значениях этого слова от «творца» до «пропагандиста» и от «дворника» до «идеолога») нужно не просто ощущать рамки своего культурного контекста, но еще и уметь смотреть объективным взглядом, то есть немного понимать, что к чему.

Скажем, прочитали вы объявление, что 1 декабря состоится конец света. Сразу же надо представить себе часовые пояса. Они идут не так равномерно, как меридианы. Часовой пояс в одной стране может быть шириной в три пояса другой страны. В Самаре уже 1 декабря, а в Ульяновске (пару часов езды) — еще 30 ноября. Конец света как пойдет? По границам области? А на зимнее время поправку сделает?

В этом слабость простого человека — он не в состоянии трезво воспринимать действительность. Он постоянно рад обманываться. Простой человек с радостью купит сицилийский укроп, не задумавшись над отличием этого укропа от бабыдусиного. Простой человек покупает телевизор размером со стену, хотя все телевизоры показывают совершенно одинаковое количество линий изображения.

В этом сила дизайнера. Он может вить веревки из зрителя. Но, как правило, только в рамках своего культурного контекста. Потому что дизайнер тоже человек и он тоже думает, что сахар в упаковке лучше, чем сахар вразвес из бакалейного отдела. Хотя на вкус один сахар от другого никто не отличает.


Замечательно учат непредвзятому восприятию криминалистов. Обнаруженное золото может быть записано в протокол только как металл желтого цвета. А служебная собака называется биодетектор.

Чтобы дизайнер смог работать в других культурных контекстах, он должен обладать не просто соответствующим чутьем, но и большими знаниями. А также уметь видеть суть за ширмой чужого дизайна и смысла.

В реальной жизни отсутствие понимания другого культурного контекста заканчивается выпуском такого продукта:

Или такого:

Разумеется, после публикации этих двух экспонатов в «Коллекции маразма» производители поменяли названия на Доширак и Water Blue. Но это не просто курьезные случаи.

Природа этих ошибок — непонимание, которое заставляет международные компании работать во всех странах мира с одними и теми же рекламными ходами и слоганами. Изменить такое положение дел не позволяют местные дизайнеры, которые в каждой стране делают плохие вещи. Достаточно посмотреть любой рекламный журнал. Например, про мобильные телефоны. Компании-дилеры так рекламируют товар под маркой международной компании, что желание кому-нибудь что-нибудь поручить сделать на местный лад отпадает навсегда. (Телефоны Siemens будет рекламировать персонаж по имени Тетя Сима, а магнитофоны Philips — Дядя Филя.)

Что делать большой компании, которая страдает от тупо переведенного буклета? Искать талантливую команду дизайнеров. Что делать команде дизайнеров? Доказывать, что они талантливы.

А пока они не встретятся, все так и будет — со вкусом говядины.

 









.