[СУМКИ - КЛАТЧИ - РЕМНИ]

[СУМКИ - КЛАТЧИ - РЕМНИ] В СПб

РАСПРОДАЖА! [БРЭНДОВ.НЕТ]: Магазин брэндовых аксессуаров!

[БРЭНДОВ.НЕТ]

группа зарубежные лотереи вконтакте.COM/Brendofnet

Материал взят с сайта ART-WEB студии Артемия Лебедева, с некоторым изменением заголовков его публикаций (для индексации ПС). Текст самих публикаций не менялся!

Данная публикация мыслей Артема (точнее публикация статей из постоянно дописываемой книги Артема called RU/"Ководство") на сайте www.uPRating.ru не преследует никаких коммерческих целей; цель лишь одна - большее распространение по Рунету статей его реально полезной книги, если можно так назвать!

Ру"Ководствуйтесь"на здоровье!

На главную Ководство Артемия Авторское право автора! Первая теоретическая часть
Авторское право автора! Первая теоретическая часть

Авторское право автора! Первая теоретическая часть
[29.10.98]

А поговорим-ка мы сегодня об авторских правах в Сети. Тема настолько же интересная, насколько о ней большинство людей ничего не знает. Уровень грамотности в вопросах авторских прав редко превышает аналогичный у табуретки.

По вопросам авторского права написана куча статей и диссертаций, существуют многостраничные законы и постановления, но в основе находится одна простая истина — у всего на свете есть автор. За каждым текстом, картинкой, загогулиной, мелодией стоит АВТОР. В момент создания произведения рождается и право автора на него, на свое творение. Это право никто не может отнять, купить, подарить или продать. Это все равно что сказать, что вы — это не вы. Поэтому авторское право называется неотчуждаемым.

Цель этой заметки — не составление юридического талмуда, а лишь краткое объяснение основы основ. Поэтому мы обойдем стороной такие понятия как «коллективный автор», «служебное произведение» и пр. Мы также оставим в стороне все те тонкости, на которых зиждется уверенность в сытом завтрашнем дне среди юристов, чьей специализацией являются авторские права.

Все, что связано с продажей произведения, имеет мало отношения к авторству. Т. е. имеет, но продается не авторство, а право на использование произведения. Даже если вы, скажем, создали логотип для фирмы N, авторское право на него остается за вами. Фирма N могла у вас приобрести право на использование логотипа и купить ваше согласие на то, что вы этот же логотип не продадите еще 10 фирмам.

Даже в ситуации, когда вы продаете исключительные (не поворачивается язык сказать «эксклюзивные») права на использование вашего произведения, вы всегда можете использовать его, скажем, в вашем собственном портфолио. Если бы это было не так, я бы, например, не мог показывать свои работы от своего имени, называя себя автором.

Огромным количеством мифов оброс пресловутый значок Copyright — «©» или (c). Поразительное количество людей убеждены в том, что отсутствие такого значка рядом с произведением является свидетельством того, что произведение может быть использовано в любом виде — перепечатано, перепродано, украдено и т.д. Это чудовищное заблуждение. Опознавательные знаки по большому счету вообще не нужны. Нет никакого стандарта на их использование. Можно писать «Авторские права принадлежат Васе Пупкину», можно — «Copyright Vassily Poupkine», а можно вообще ничего не писать. Если автор — Вася Пупкин, то и права на авторство — его. Значок «©» пишут для отпугивания, для указания владельца прав, для напоминания, для рекламы, для чего угодно. От этого ничего не меняется.

Позвольте предложить один простой совет. Если вы нашли картинку (текст, песню, шрифт), которая понравилась, но рядом не было магического английского слова «Copyright» или простого русского «Не укради», то это не повод без спросу брать. Постарайтесь найти автора и спросить у него разрешения. Скорее всего, он разрешит.

Помимо прямого воровства еще одна ситуация нарушения авторских прав — плагиат (или, как я его называю, «клонирование»). Тут за основу берется идея, внешний вид, решение и повторяется с минимальными отхождениями от оригинала. Если вам нужны живые примеры, я их коллекционирую в «Музее клонирования». Сходите, полюбуйтесь.

Совсем другое дело — пародия или так называемое «честное использование» (fair use). Объем авторского материала должен оставаться в разумных рамках. Скажем, если вы берете «Войну и мир» целиком, меняете название романа на «Как в 1812 году всех по полю раскидало» и издаете, то это не пародия и не честное использование. Бывают же ситуации, когда вам необходимо использовать авторский материал. Скажем, когда я делал сайт «Петрович», мне для иллюстрации раздела об авторских правах понадобилась карикатура. Но у Андрея Бильжо на эту тему ничего не оказалось. Тогда мне пришлось нарисовать картинку в его стиле:

В данном случае я не нарушил ничьих прав.

О правильном использовании опознавательных/напоминательных знаков и текстов к ним мы поговорим в следующей заметке.

 









.