На главную Creative Метод гипонимов-тезаурус
Метод гипонимов-тезаурус

 

Если достаточное количество ассоциаций получить не удалось, попробуйте использовать метод тезауруса. Любую область человеческой деятельности, так называемую предметную область, можно описать иерархическим словарем по­нятий этой области — тезаурусом. Более того, для большинства предметных областей такие тезаурусы давно составлены .

Тезаурус представляет собой дерево понятий для данной предметной области, начиная с верхних, самых общих, и кончая нижними, самыми конкретными, узкими понятиями. Слова (термины) в тезаурусе обычно связаны отношениями "общее-частное", "целое-часть" и т.п. Например, одна из веток тезауруса в об­ласти строительства может выглядеть так (условно):

Строительством стройматериалы^ напольные покрытия^линолеум, паркет, массивная доска, плитка.

Здесь, перемещаясь по тезаурусу вниз, мы идем от общего к частному. Если же мы рассмотрим ветку автомобильного тезауруса, то там будут также и отно­шения "часть-целое", для автомобиля и запчастей к нему, например.

1В частности, в СССР практически каждое ведомство, например Госстрой СССР, име­ло специальный отдел, составлявший тезаурус данной предметной области. Эти те­заурусы существуют до сих пор и могут быть очень полезны.

Более узкие, частные понятия, находящиеся в тезаурусе ниже общего поня­тия, называются его нижними терминами, или гипонимами. А более общее по­нятие называется, наоборот, верхним термином, или гиперонимом. Например, в области строительства термин стройматериалы имеет гипонимы отделочные материалы, кровельные материалы, напольные покрытия и т.п.

Для них сам термин стройматериалы является гиперонимом. А его гипо­ним — термин напольные покрытия — будет, в свою очередь, иметь гипонимы линолеум, паркет, плитка и др.

Зачем вам это знать? А вот зачем: вы можете легко использовать термин и его гиперонимы для поиска новых ключевых слов и фраз из той же предмет­ной области.

Начните с общих терминов конкретной предметной области и двигайтесь вниз по тезаурусному древу, подбирая гипонимы к ним. Достаточно вспомнить несколько гипонимов, чтобы с помощью поисковых запросов найти по ним ос­тальные термины. Например, составьте запрос типа стройматериалы && кирпич && пеноблоки && линолеум (он означает, что на странице должны находиться обя­зательно все эти термины) и введите его в Яндекс.

С очень большой вероятностью вы быстро найдете в поисковике список всех терминов — названий стройматериалов, составленный кем-то из ваших коллег до вас.

Достаточно помнить хотя бы три гипонима, чтобы метод подтвердил свою эф­фективность. Заменяя гипонимы другими, полученными в результате первого запроса, можно получить действительно полный список всех стройматериалов, как в нашем примере, с других сайтов строительной тематики.

Естественно, при поиске хорошо бы не забывать и синонимы, например, стро­ительные материалы и стройматериалы, аренда и прокат, пластиковые окна и стеклопакеты.

Здесь "для затравки" могут сильно помочь словари и справочники. Например, для подбора начального списка слов пригодятся как специальные словари (ска­жем, русско-английские и англо-русские по строительству), так и отраслевые справочники наподобие СНИПов (сборников Строительных норм и правил).

 









.