На главную Статейки по PR Качество поисковой машины
Качество поисковой машины
В отношении поисковых машин очень часто можно слышать качественные оценки. "Я пользуюсь Яндексом, потому что он лучше ищет!", "Гугл круче всех" — довольно распространенные высказывания. Что такое качество поис­ковика? Обычно синонимом качества поиска считается его релевантность.

 

Что такое релевантность

В отношении поисковых машин слово релевантный — чуть ли не главный термин. Релевантная выдача, релевантные результаты, у поисковика X реле­вантность выше, чем у поисковика У, — такие выражения можно слышать пос­тоянно. А что они означают?

Как уже говорилось выше, релевантный— значит относящийся к делу. Релевантность результатов поиска поисковой машины означает, что эти результа­ты содержат страницы, относящиеся к делу, т.е. к смыслу поискового запроса.

Это определение релевантности выглядит очень просто. Казалось бы, из него следует, что если мы введем поисковый запрос и если среди первых результатов поиска окажутся только релевантные сайты, то выдача поисковой машины бу­дет релевантна. Однако это не совсем так. Давайте разберемся с этим вопросом подробнее.

Не существует релевантности вообще, в вакууме. Ведь кто-то должен опреде­лить, действительно ли сайты соответствуют тому, что предполагалось в запро­се. Кто? Очевидно, лучше всего это может сделать сам автор запроса, который ввел его в поисковую машину.

И вот здесь возникает несколько проблем. Ведь не очень интересно обсуж­дать запросы выдуманные, введенные для эксперимента. В Яндексе, Рамблере, Google есть десятки миллионов популярных, реальных запросов, которые еже­дневно вводят реальные пользователи. А с ними далеко не все так ясно.

Во-первых, большинство запросов — одно- или двухсловные, т.е. очень ла­коничные. Ясно, что далеко не всегда они полностью задают смысл искомой страницы. Значит, какие-то условия поиска всегда остаются недосказанными, в уме пользователя. Во-вторых, ни поисковик, ни мы с вами не можем знать, что происходит в уме реального пользователя, вводящего конкретный запрос. Что он на самом деле имел в виду? В-третьих, у популярных запросов очень много "соавторов" — их вводят совершенно разные люди. Всегда ли они имеют в виду одно и то же — неизвестно. Скорее всего, нет. Например, что такое запрос дизайн! Что имел в виду автор — веб-дизайн, дизайн квартир, ландшафтный ди­зайн или промышленный? А что делать, если разные авторы этого запроса име­ли в виду разное?

Итак, можно сформулировать следующее утверждение: сам по себе поиско­вый запрос принципиально неполон. Почти для каждого запроса существует не высказанное пользователем явно, но важное для него условие релевантности запроса.

 









.